Тема 6. Взаимодействие УИК с правоохранительными органами, политическими партиями, общественными организациями, СМИ и другими участниками избирательного процесса

С момента начала работы участковой избирательной комиссии (далее – УИК) в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, а также представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном порядке (далее – представители СМИ).

В помещении для голосования также имеют право присутствовать:

– наблюдатели, общественные наблюдатели;

– иностранные (международные) наблюдатели;

– члены вышестоящих избирательных комиссий;

– работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий;

– кандидат, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, или его доверенное лицо;

– лицо, представляющее интересы политической партии, зарегистрировавшей список кандидатов (кандидат из указанного списка, или уполномоченный представитель либо доверенное лицо политической партии).

Также интересы зарегистрированных кандидатов, политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов, представляют в УИК назначенные ими члены УИК с правом совещательного голоса.

Наблюдателям, представителям СМИ доступ в помещение для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.

Наблюдатели, представители СМИ вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение указанного периода, в том числе и в период подсчета голосов избирателей.

Председатель УИК обязан обеспечить открытость и гласность деятельности комиссии, разъяснять избирателям порядок реализации их активного избирательного права, а лицам, присутствующим при голосовании и подсчете голосов избирателей, – порядок и смысл всех действий, выполняемых УИК.

Комиссии следует помнить о том, что поддержание доброжелательных отношений с наблюдателями и другими лицами, присутствующими в помещении для голосования, позволяет в максимальной степени обеспечить рабочую обстановку в день голосования. Поэтому необходимо стремиться к установлению атмосферы доверия и сотрудничества, содействовать законной деятельности наблюдателей, представителей СМИ и реализации их прав.

Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью УИК в период проведения голосования, установления его итогов, включая деятельность УИК по проверке правильности установления итогов голосования.

Список наблюдателей, которые назначены в соответствующую УИК, данная УИК получает из вышестоящей избирательной комиссии.

Для осуществления работы наблюдатель из указанного списка должен представить в УИК направление в письменной форме.

Направление представляется в день, предшествующий дню го­лосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).

Направление подписывается уполномоченным представителем политической партии, зарегистрировавшей список кандидатов, иным лицом, представляющим эту политическую партию (с проставлением печати) либо кандидатом, зарегистрированным по соответствующему избирательному округу.

В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдате­ля, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пункт 4 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом проставление печати не требуются.

Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Политическая партия, зарегистрировавшая список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, могут назначить в каждую УИК не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

Наблюдатель вправе носить нагрудный знак, не носящий признаков предвыборной агитации.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В ПОМЕЩЕНИИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ И МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

При проведении голосования

Главным в помещении для голосования является избиратель, а участковая избирательная комиссия уполномочена законом создать все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны голосования.

В связи с этим решением УИК целесообразно определить места для расположения наблюдателей, с тем чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

При непосредственном подсчете голосов (в том числе при повторном подсчете голосов)

Следует учитывать, что наблюдать за подсчетом голосов избирателей наблюдатель вправе на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей. Таким образом, целесообразно расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метра от места сортировки избирательных бюллетеней.

При этом в ходе оглашения содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей члены УИК представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Рекомендованное время, в течение которого должна фиксироваться отметка в бюллетене – не менее одной секунды.

Также следует помнить, что подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке производится отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов).

При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.

При ознакомлении наблюдателя с избирательными документами

В соответствии с законом наблюдатель вправе:

– знакомиться со списком избирателей. Со списком избирателей целесообразно ознакомить наблюдателей до начала времени голосования. Затем, в ходе дня голосования наблюдатель при ознакомлении со списком может убедиться в обоснованности выдачи избирательного бюллетеня гражданину, то есть в наличии в списке избирателей записи об адресе места жительства избирателя, соответствующего границам данного избирательного участка;

– наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней. В связи с этим наблюдатель вправе ознакомиться с данными подсчета, внесенными в лист (листы) списка избирателей, с данными на последнем листе списка избирателей;

– знакомиться с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования (особыми мнениями членов УИК с правом решающего голоса, жалобами и решениями по ним, актами, реестрами).

Для ознакомления с перечисленными выше документами наблюдатель вправе подойти к тому месту, где они располагаются: столы председателя, секретаря УИК, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей и другими избирательными документами. Члены УИК предоставляют для ознакомления документ, интересующий наблюдателя.

Право осуществления наблюдения за организацией голосования избирателей вне помещения для голосования

Наблюдатель имеет право присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования.

В целях обеспечения реализации этого права председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении. Также УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными полити­ческими партиями, кандидатами равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами этой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования.

Наблюдатель вправе знакомиться с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования. В ходе такого ознакомления наблюдатель может ознакомиться с числом поданных заявлений (обращений), с причинами вызова комиссии на дом, другой информацией, внесенной в реестр.

Право проведения наблюдателем фото- и видеосъемки

Наблюдатель вправе осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото-и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.

Действия, которые наблюдатель не вправе осуществлять

Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией

Права представителей СМИ

Представители СМИ, аккредитованные в установленном порядке, вправе:

– находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования;

– присутствовать при подсчете голосов избирателей;

– присутствовать на заседании УИК при установлении ею итогов голосования;

– производить фото-и видеосъемку в помещении для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии;

– знакомиться с протоколами УИК об итогах голосования, в том числе составляемыми повторно.

Рекомендации по фото- и видеосъемке

ЦИК России рекомендует соблюдать следующие правила проведения фото- и видеосъемки в помещении для голосования:

1) проведение фото-и видеосъемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому запрещается вести фото-и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото-и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов;

2) фото-и (или) видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с соблюдением положений статьи 152Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с учетом возможности обнародования и дальнейшего использования изображений физического лица только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда);

3) фото-и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся;

4) при получении информации от граждан представитель СМИ обязан ставить их в известность о проведении видеозаписи, кино-и фотосъемки (п. 6 ст. 49 Закона «О средствах массовой информации»);

5) при осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото- и видеосъемки в его доме (квартире).

Выдача заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования

По требованию наблюдателя, представителя СМИ после подписания протоколов УИК об итогах голосования (в том числе составленных повторно) УИК обязана изготовить и выдать им заверенные копии протоколов.

При этом:

1) заверение копий протоколов и иных документов УИК производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии;

2) если протокол составлен в электронном виде, его копия из­готавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в установленном законом порядке;

3) выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются;

4) УИК отмечает факт выдачи заверенной копии каждого протокола в соответствующем реестре с указанием номера выданной копии, даты и времени выдачи;

5) получившее заверенную копию протокола лицо расписывается в вышеуказанном реестре;

6) в случае если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой избирательной комиссии и проставление их подписей не требуются.

КОРРЕКТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Рассмотрение замечаний, предложений и обращений наблюдателей и представителей СМИ

Председатель УИК следит за порядком в помещении для голо­сования. Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК – секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

ЦИК России рекомендует наблюдателям, представителям СМИ обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю, заместителю председателя, секретарю УИК в те периоды времени, когда они свободны от выполнения таких обязанностей, как работа с избирателями, проведение заседаний, сообщение в вышестоящую избирательную комиссию информации об открытии избирательного участка, о ходе голосования, решение оперативных вопросов организации голосования, например, подготовка выписок из реестра для голосования вне помещения для голосования, оформление различных актов, внесение предусмотренных законом отметки в список избирателей.

Вместе с тем, в случае если наблюдатель, представитель СМИ становится свидетелем правонарушения или преступления, следует обратиться к председателю УИК или представителю полиции незамедлительно.

В случае обращения наблюдателя, представителя СМИ с сообщением о нарушении закона председателю следует незамедлительно принять меры к пресечению возможного нарушения, затем объявить открытым заседание УИК, рассмотреть коллегиально указанное обращение.

УИК в своем решении, принятом в связи с обращением, следует определить меры по устранению нарушения, привлечению виновных лиц к ответственности. Заявителю должна быть вручена копия принятого решения.

Основания и порядок удаления наблюдателей, представителей СМИ из помещения для голосования

Член УИК отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке.

Подать административный иск об установлении факта нарушения соответствующим лицом законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах в суд вправе УИК или ее председатель, вышестоящая избирательная комиссия или ее председатель. В иске должно быть указано, какие именно нормы законодательства о выборах и референдумах нарушил административный ответчик.

Административный ответчик (член УИК, наблюдатель, иное лицо) должен быть уведомлен о факте подачи иска и о месте и времени его рассмотрения судом.

Являющиеся административным ответчиком член УИК, наблюдатель, иное лицо самостоятельно решают, имеется ли необходимость их присутствия в зале суда при рассмотрении административного иска.

Решение суда об установлении факта нарушения лицом, присутствующим в помещении для голосования, законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего отстранение от работы или удаление нарушителя из помещения для голосования, вступившее в силу либо обращенное к немедленному исполнению, обязаны исполнить сотрудник полиции или судебный пристав.

Административная ответственность за нарушение прав наблюдателей, представителей СМИ

Статья 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей для гражданина и от одной тысячи до двух тысяч рублей для должностного лица за нарушение прав наблюдателей, представителей СМИ на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом.

Выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии с правом решающего голоса заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Административная ответственность за вмешательство в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, создание помех участию избирателей в голосовании

Недопустимо вмешательство в осуществление избирательной комиссией установленных законодательством полномочий, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо создание помех участию избирателей в голосовании. За нарушение указанного запрета статьей 5.69 КоАП установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями законодательства в полномочия УИК при организации голосования и в ходе подсчета голосов избирателей входит: – организация на избирательном участке голосования и голосования вне помещения для голосования;

– рассмотрение заявлений об ошибках и неточностях в списке избирателей и принятие решений о внесении в него соответствующих изменений;

– обеспечение надлежащего состояния ранее подготовленного помещения для голосования (в том числе в части наличия информации на информационном стенде), наличия мест для представителей СМИ, наблюдателей;

– обеспечение надлежащего состояния ящиков для голосования, кабин для голосования, в том числе наличие в них письменных принадлежностей, за исключением карандашей, системы освещения;

– контроль за соблюдением на территории избирательного участка запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования;

– проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, составление протоколов об итогах голосования и их передача в территориальную комиссию;

– объявление итогов голосования на избирательном участке и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

– рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) и принятие по ним мотивированных решений;

– обеспечение хранения и передачи в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Основы порядка работы УИК при осуществлении вышеуказанных полномочий установлены непосредственно законом и предусматривают:

– приоритет обеспечения процедуры по выдаче избирательных бюллетеней избирателям при предъявлении ими документов, подтверждающих наличие избирательного права;

– незамедлительное и коллегиальное рассмотрение заявления избирателя об ошибке или неточности в списке избирателей;

– обеспечение работы со списком избирателей, исключающей возможность включения в него лиц, не обладающих активным избирательным правом, включение гражданина в список избирателей более одного раза, а также гарантирующей конфиденциальность содержащихся в списке персональных данных граждан, точность подсчета по списку избирателей числа включенных в него избирателей, числа избирателей, получивших бюллетени для голосования, и других данных, необходимых для составления протокола УИК об итогах голосования;

– гласная подготовка к выезду (выходу) к избирателям для организации голосования вне помещения для голосования и обеспечение общественного наблюдения за проведением такого голосования;

– непрерывный и гласный процесс подсчета голосов и составления протоколов об итогах голосования;

– ведение строгого учета документов строгой отчетности: бюллетеней для голосования, специальных знаков–марок (при их использовании);

– обязанность коллегиально рассмотреть поступившие в день голосования жалобы (заявления) до подписания протоколов УИК об итогах голосования;

– надлежащее заверение копий протоколов об итогах голосования и их выдача под роспись с указанием даты и времени выдачи.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ ЛЮБОГО УРОВНЯ.

Основные направления взаимодействия избирательных комиссий и органов полиции определяются требованиями Федеральных законов от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»

Законодательные нормы, которые определяют обязанности правоохранительных органов и права избирательных комиссий в рамках их взаимодействия:

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Комиссии вправе, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы. Пункт 5 статья 20
К проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел. Пункт 3 статья 38
В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, нарушения порядка проведения предвыборной агитации, соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, с представлением. Пункт 8 статья 56
Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мера. Пункт 9 статья 56
Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимает суд. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения. Пункт 12 статья 64
Федеральный закон «О полиции»
Принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом. Подпункт 31 пункт 1 статья 12
Оказывать содействие членам избирательных комиссий, комиссий референдума в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность. Подпункт 36 пункт 1 статья 12

Более подробно основы взаимодействия регламентированы в соглашениях о взаимодействии между Избирательной комиссией Иркутской области и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от 15 января 2015 года и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 26 марта 2013.

Важнейшей задачей органов внутренних дел является обеспечение безопасности работы участковых избирательных комиссий.

В этих целях реализуется комплекс мер:

по сопровождению избирательных бюллетеней, протоколов из вышестоящей избирательной комиссии в нижестоящую и наоборот;

по охране помещений УИК и документации;

по оказанию содействия членам УИК в день голосования и после окончания времени голосования в осуществлении их законной деятельности, в том числе, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

по взаимодействию с участковыми избирательными комиссиями при выявлении и устранении нарушений избирательного законодательства.

Практика подготовки и проведения выборов позволяет выделить четыре зоны обеспечения безопасности участковых избирательных комиссий силами органов полиции:

I зона – территория всего избирательного участка, где возможны несанкционированные митинги, пикеты, иные предвыборные акции, противоречащие закону (попытки подкупа граждан, оказание давления на избирателей в целях голосования за конкретного кандидата либо политическую партию);

II зона – территория избирательного участка, расположенная в 100 – 50 метрах от периметра здания, в котором расположена участковая избирательная комиссия;

III зона – здание, в котором находится участковая избирательная комиссия;

IV зона – помещение, где размещается участковая избирательная комиссия и помещение для голосования.

В период подготовки и проведения выборов, референдумов территориальные избирательные комиссии заблаговременно:

– уведомляют территориальные органы внутренних дел (полиции) о местонахождении помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, о контактных телефонах участковых комиссий; передают сведения о персональном составе УИК, а также контактные телефоны председателя, заместителя председателя и секретаря УИК;

– информируют участковые избирательные комиссии о местонахождении территориального органа внутренних дел (полиции), о контактных телефонах дежурной части и руководства ОВД, а впоследствии и о сотрудниках полиции, которые будут осуществлять охрану общественного порядка на избирательных участках в день голосования.

Вышестоящая избирательная комиссия передает избирательные бюллетени по акту в участковые избирательные комиссии. Передача избирательных бюллетеней осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). Для обеспечения безопасности доставки избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии привлекаются сотрудники полиции.

С момента получения участковой избирательной комиссией избирательных бюллетеней помещение участковой комиссии в обязательном порядке берется под круглосуточную охрану сотрудниками органов внутренних дел (полиции).

Ответственность за получение, передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий.

При принятии под охрану помещения избирательной комиссии сотрудник полиции должен уточнить график работы избирательной комиссии и свои функциональные обязанности.

После окончания рабочего дня в присутствии сотрудника органов внутренних дел председатель УИК убирает избирательную документацию в находящийся в помещении сейф либо иное специально приспособленное для хранения избирательной документации место, которое опечатывается, после чего помещение участковой избирательной комиссии принимается под охрану сотрудником полиции.

В день голосования, в присутствии сотрудника полиции председатель УИК с участием членов избирательной комиссии вскрывает опечатанные сейфы или иные места для хранения избирательной документации и из них достается необходимая для работы избирательная документация.

Председатель избирательной комиссии может рекомендовать сотруднику полиции занять определенное место в день голосования в помещении для голосования. Рекомендуемое место не должно затруднять сотруднику полиции обзор помещения или иным образом препятствовать осуществлению возложенных на него функций по охране общественного порядка.

Председатель УИК должен довести до сведения сотрудника полиции информацию о количестве и правовом статусе лиц, присутствующих в помещении для голосования и имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством о выборах, референдумах.

Сотрудникам полиции необходимо проявлять корректность и вежливость в общении со всеми участниками избирательного процесса без исключения, соблюдать в любой ситуации, в том числе при предъявлении требований к гражданину либо должностному лицу о прекращении нарушения закона или административного правонарушения, выдержку и спокойствие.

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест


Другие записи раздела Члены УИК