Тема 3. Правовая основа организации и деятельности УИК. Статус и полномочия УИК

СТАТУС УИК

 Полномочия УИК

Основными функциями УИК являются проведение голосования избирателей и установление итогов голосования на соответствующем избирательном участке. На основе протоколов УИК об итогах голосования устанавливаются итоги голосования и результаты выборов вышестоящими избирательными комиссиями.

В соответствии со статьей 35 Закона области о муниципальных выборах, на УИК возложены следующие обязанности:

  • информирует население о месте нахождения и номере телефона УИК, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
  • составляет список избирателей в случаях, предусмотренных Законом области о муниципальных выборах; выверяет и уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком; рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
  • обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  • контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
  • обеспечивает подготовку помещений для голосования (наличие зала со специально оборудованными местами для тайного голосования, освещения, письменных принадлежностей, информационного стенда, увеличенной формы протокола об итогах голосования), ящиков для голосования и другого оборудования;
  • организует на избирательном участке голосование в день голосования, в том числе вне помещения для голосования, а также досрочное голосование в случаях, предусмотренных Законом области о муниципальных выборах;
  • проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет и передает протокол УИК об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию;
  • объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола УИК об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  • в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов и Закона области о муниципальных выборах, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  • обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах.

 Состав УИК

УИК включает членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. В состав УИК входит от 3 до 16 членов комиссии с правом решающего голоса. Число членов УИК с правом решающего голоса устанавливается ТИК, формирующей УИК, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

Члены УИК с правом совещательного голоса назначаются зарегистрированными кандидатами. 

Председатель УИК назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности соответствующей ТИК, формирующей УИК. УИК из числа ее членов с правом решающего голоса избирает тайным голосованием заместителя председателя и секретаря УИК.

Председатель УИК:

  • созывает заседания комиссии и председательствует на них;
  • распределяет между членами комиссии обязанности для организации работы по исполнению ее полномочий и по принимаемым решениям;
  • обеспечивает информирование вышестоящей избирательной комиссии о времени проведения заседания комиссии;
  • представляет УИК в отношениях с государственными органами, должностными лицами, избирательными объединениями, органами местного самоуправления, избирателями, а также в судебных органах;
  • распоряжается средствами, выделенными из бюджета муниципального образования на подготовку и проведение выборов, и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям УИК по финансовым вопросам и за представление в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию отчетов о расходовании средств с приложением первичных учетных документов в сроки, установленные Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах;
  • подписывает решения и протоколы заседаний УИК, дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам УИК.

Заместитель председателя УИК:

  • оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии УИК возложенных на него полномочий;
  • выполняет поручения председателя УИК;
  • выполняет полномочия председателя УИК в случае отсутствия председателя УИК.

Секретарь УИК:

  • обеспечивает организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний УИК;
  • подготавливает проекты решений;
  • организует планирование деятельности УИК, контролирует ход выполнения плана работы;
  • оформляет принятые решения, ведет протоколы заседаний УИК и другие документы;
  • организует ведение делопроизводства, регистрирует все поступающие и исходящие документы УИК;
  • заблаговременно извещает о заседании УИК членов комиссии и других лиц, определенных Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах;
  • обеспечивает сохранность документов и их передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию;
  • подписывает решения и протоколы заседаний УИК;
  • выполняет поручения председателя УИК.

В случае временного отсутствия заместителя председателя или секретаря комиссии решением УИК их обязанности могут быть возложены на одного из членов УИК с правом решающего голоса.

СТАТУС ЧЛЕНА УИК

Ограничения, связанные со статусом члена УИК с правом решающего голоса

Статус членов УИК с правом решающего голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 14-П, а также статьей 37 Закона области о муниципальных выборах.

Членами  УИК с правом решающего голоса не могут быть:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

е) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

ж) на соответствующих муниципальных выборах – кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;

з) на соответствующих муниципальных выборах – члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами;

к) на соответствующих муниципальных выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

м) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Ограничения, установленные в подпунктах «ж», «к», «л», не распространяются на членов УИК с правом решающего голоса, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.

Член УИК с правом решающего голоса не может быть одновременно членом с правом решающего голоса другой избирательной комиссии по соответствующим выборам.

Срок полномочий и основания прекращения полномочий члена УИК с правом решающего голоса

     Полномочия члена УИК с правом  решающего голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий УИК, в состав которой он входит.

Член УИК с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена УИК до истечения срока своих полномочий по решению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии в случае:

  • подачи членом УИК заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Данное заявление в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав не может быть подано в период, начинающийся за 10 дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами – тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
  • появления оснований, препятствующих осуществлению им полномочий члена УИК с правом решающего голоса

Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

  • утраты членом УИК гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • вступления в законную силу в отношении члена УИК обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • признания члена УИК решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • смерти члена УИК;
  • признания члена УИК систематически не выполняющим свои обязанности решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей УИК;
  • вступления в законную силу решения суда о расформировании УИК в соответствии со статьей 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

 

Порядок назначения и полномочия члена УИК с правом совещательного голоса

Кандидат после его регистрации вправе назначить в каждую УИК в соответствующем избирательном округе по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Назначение членов УИК с правом совещательного голоса производится посредством направления зарегистрированным кандидатом в соответствующую УИК письменного обращения.

Членами УИК с правом совещательного голоса не могут быть назначены:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

в) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

г) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

д) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

е) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными;

ж) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

з) работники аппаратов избирательных комиссий;

и) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений;

к) лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;

л) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдуме, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Член УИК с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом УИК с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения муниципальных выборов, за исключением права:

  • выдавать и подписывать избирательные бюллетени;
  • участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
  • составлять протокол об итогах голосования по избирательному участку;
  • участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции УИК, и подписывать решения избирательной комиссии;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, частью 4 статьи 38 Закона области о муниципальных выборах член УИК с правом совещательного голоса:

  • заблаговременно извещается о заседаниях УИК;
  • вправе выступать на заседании УИК, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции УИК, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • вправе задавать другим участникам заседания УИК вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с муниципальными выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, находящимися в УИК, и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;
  • вправе обжаловать действия (бездействие) УИК в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Полномочия членов УИК с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.

Если кандидату отказано в регистрации либо регистрация кандидата аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов УИК с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации, либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям.

Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса могут быть в любое время прекращены по решению кандидата, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу. При этом кандидат вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же УИК не более чем пять раз.

 Гарантии реализации полномочий членами УИК с правом решающего голоса

Члену УИК с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в УИК по подготовке и проведению выборов.

За членом УИК с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления УИК от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются решением ИКМО и выплачиваются за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена УИК с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена УИК с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области.

Член УИК с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора Иркутской области.

Член УИК с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член УИК с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу. Однако указанное положение не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена УИК с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично-значимых функций (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2007 года № 160-О-П).

ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИК

Основы организации деятельности УИК

УИК осуществляет свою деятельность на принципах коллегиальности, гласности, независимости, обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий.

Принцип коллегиальности состоит в том, что деятельность УИК осуществляется коллегиально.

Принцип гласности предполагает, что деятельность УИК при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования осуществляется открыто и гласно.

Принцип независимости означает, что вмешательство в деятельность УИК со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Принцип обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий заключается в том, что решения, принятые вышестоящей комиссией в пределах ее компетенции, обязательны для УИК.

 Коллегиальные основы деятельности и принятия решений УИК

Коллегиальная основа деятельности УИК предполагает, что она осуществляет свои полномочия коллегиально, ее решения принимаются на заседаниях посредством проведения голосования членов УИК с правом решающего голоса. Заседания УИК проводятся в соответствии с утверждаемым УИК примерным планом (образец № 10).

УИК правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава (от общего числа членов УИК с правом решающего голоса, установленного соответствующей ТИК, формирующей УИК).

Заседания УИК созываются председателем комиссии по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса.

Член УИК с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Заседание УИК является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса от установленного состава (общего числа членов УИК с правом решающего голоса, установленного соответствующей вышестоящей избирательной комиссией, формирующей УИК).

УИК, реализуя принадлежащие ей полномочия, принимает решения. Решения УИК принимаются посредством проведения голосования. В голосовании вправе принимать участие только члены УИК с правом решающего голоса. Члены УИК с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Решение УИК считается принятым, если за него проголосовало большинство членов УИК с правом решающего голоса, участвующих в заседании УИК. При принятии УИК решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. Решения УИК об избрании заместителя председателя и секретаря комиссии либо об освобождении их от должности, об итогах голосования на избирательном участке принимаются большинством голосов от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса.

Решения УИК по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов УИК с правом решающего голоса.

УИК по требованию любого ее члена (как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса), а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. На всех заседаниях УИК ведется протокол (образец  № 14).

Решения УИК подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). Решения УИК изготовляются на бланках (образец № 12).

Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с решением УИК, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

Гласность в деятельности УИК

На всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и работе УИК с избирательными документами вправе присутствовать все члены УИК с правом решающего и совещательного голоса.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и статьей 39 Закона области о муниципальных выборах на всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколом УИК об итогах голосования и со сводными таблицами, помимо членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, вправе присутствовать следующие лица:

  • члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
  • зарегистрированные по соответствующему избирательному округу кандидаты, уполномоченные представители по финансовым вопросам или их доверенные лица;
  • представители средств массовой информации. При этом при установлении УИК итогов голосования, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только представители средства массовой информации, аккредитованные в установленном порядке.

Для присутствия на заседаниях УИК и при осуществлении комиссией работы с указанными избирательными документами данным лицам не требуется дополнительное разрешение. УИК обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами.

При этом указанные лица могут быть допущены одновременно, если это не препятствует работе комиссии и при условии соблюдения принципа равенства в отношении всех кандидатов, избирательных объединений.

Вышеперечисленные лица, а также наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы УИК в день голосования (в дни досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола УИК об итогах голосования. Эти лица вправе присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей.

Этим лицам и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, в больнице, санатории, доме отдыха, в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещении для голосования на этом избирательном участке.

На заседаниях УИК при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

 Независимость УИК при осуществлении ее полномочий

В соответствии с пунктом 12 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательные комиссии, в том числе УИК, в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

 Обязательность выполнения УИК решений вышестоящих избирательных комиссий

В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и частью 6 статьи 26 Закона области о муниципальных выборах для УИК обязательны решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции.

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест


Другие записи раздела Члены УИК