Тема 5. Участники избирательного процесса

Избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако общим для всех них является то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Всех участников избирательных правоотношений можно разделить на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

  • избиратели;
  • кандидаты;
  • доверенные лица и представители избирательных объединений;
  • наблюдатели;
  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

К коллективным субъектам избирательного права относятся:

  • избирательные комиссии;
  • избирательные объединения;
  • государственные органы и органы местного самоуправления;
  • средства массовой информации;

Избирательные комиссии

Одним из основных принципов избирательного права России является принцип организации и проведения выборов независимыми органами, то есть органами, не входящими в систему органов законодательной (представительной), исполнительной или судебной власти. Такими органами являются избирательные комиссии, объединенные в одну систему.

В систему избирательных комиссий Российской Федерации входят следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Все указанные избирательные комиссии, за исключением окружных, действуют на постоянной основе. Окружные избирательные комиссии формируются при необходимости.

Центральная избирательная комиссия

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) возглавляет систему избирательных комиссий Российской Федерации.

ЦИК России является федеральным государственным органом Российской Федерации. В состав ЦИК России входит 15 членов комиссии с правом решающего голоса, назначаемых в состав комиссии Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов), Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов) и Президентом Российской Федерации (5 членов). Руководят деятельностью ЦИК России председатель комиссии, его заместитель и секретарь комиссии. Состав ЦИК России формируется на срок полномочий, составляющий пять лет.

К основным полномочиям ЦИК России относятся:

  1. организация выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
  2. осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации;
  3. разработка нормативов технологического оборудования(кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждение указанных нормативов и осуществление контроля за их соблюдением;
  4. проведение мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  5. установление нормативов, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации составляет 5 лет.

Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К основным полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации относятся:

  1. организация выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, организация референдума субъекта Российской Федерации;
  2. осуществление на территории субъекта Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. организация размещения заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  4. утверждение перечня территориальных избирательных комиссий;
  5. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Избирательная комиссия муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

К основным полномочиям избирательной комиссии муниципального образования относятся:

  1. организация выборов органов местного самоуправления, организация местного референдума;
  2. осуществление на территории муниципального образования контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Территориальные избирательные комиссии

Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет 5 лет.

Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

К основным полномочиям территориальной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  2. обеспечение на соответствующей территории соблюдения нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  3. обеспечение на соответствующей территории реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  4. осуществление методической, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  5. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий.

Окружные избирательные комиссии

Окружные избирательные комиссии могут формироваться при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

По общему правилу срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

Формирование окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или избирательной комиссией муниципального образования, соответственно.

К основным полномочиям окружной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
  2. регистрация кандидатов в депутаты по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  3. утверждение текста бюллетеня в одномандатном (многомандатном) избирательном округе;
  4. определение результатов выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  5. осуществление правовой, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  6. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих участковых комиссий.

Участковые избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями на срок, составляющий 5 лет.

Основная цель деятельности участковой избирательные комиссии – обеспечение реализации гражданами активного избирательного права, права на голосование на референдуме при проведении на территории соответствующего избирательного участка выборов и референдумов любого уровня и вида.

К числу основных обязанностей участковой избирательные комиссии относятся следующие:

  1. информирование избирателей, участников референдума об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, участников референдума, а также о дне, времени и месте голосования;
  2. уточнение списка избирателей, участников референдума, ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассмотрение заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решение вопросов о внесении в него соответствующих изменений;
  3. обеспечение подготовки помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования помещения для голосования;
  4. обеспечение информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  5. контроль за соблюдением на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
  6. организация голосования на избирательном участке, участке референдума в день голосования, а также при проведении досрочного голосования;
  7. проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, составление протокола об итогах голосования и передача его в соответствующую избирательную комиссию;
  8. объявление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  9. рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) на нарушение законодательства о выборах и референдумах, иных законов и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений;
  10. обеспечение хранения и передачи в вышестоящую избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

Временные участковые избирательные комиссии

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наряду с участковыми избирательными комиссиями, действующими на постоянной основе, в целях подготовки и проведения конкретных выборов и референдумов, обеспечения реализации активного избирательного права, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации  на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях  могут формироваться, так называемые, временные участковые избирательные комиссии.

Временные участковые избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией, которая определяет и срок их полномочий. Срок полномочий временной участковой комиссии не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

Избиратели

Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Активным избирательным правом (т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, также обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской в реализации избирательных прав при проведении выборов.

Кандидаты

Важнейшими субъектами избирательного процесса наряду с избирателями, избирательными объединениями, избирательными комиссиями выступают кандидаты.

Кандидат – это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти или местного самоуправления.

Кандидат может быть выдвинут путем самовыдвижения и по инициативе избирательного объединения.

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в соответствии с законами Иркутской области составляет 45 дней со дня опубликования решения о назначении муниципальных выборов, 50 дней – выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, 20 дней – выборов губернатора Иркутской области.

Необходимой стадией избирательного процесса является регистрация кандидатов (списка кандидатов). С момента регистрации кандидат приобретает соответствующий статус, который позволяет ему беспрепятственно и на равных условиях с другими участвовать в предвыборной кампании.

Кандидатов регистрирует соответствующая избирательная комиссия при наличии необходимого количества собранных подписей избирателей.

Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.

Кандидаты создают (в соответствии с законом) собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право

  • на проведение встреч со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме;
  • на доступ к средствам массовой информации;
  • на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения;
  • на выпуск агитационных печатных материалов.

Кандидатам запрещается

  • осуществлять подкуп избирателей;
  • производить вознаграждение избирателей в зависимости от итогов голосования;
  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
  • предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их уполномоченные представители, другие участники избирательного процесса не вправе заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью.

Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение вправе назначить доверенных лиц.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, государственными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию.

Наблюдатели

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основной функцией наблюдателя является обеспечение контроля за голосованием, установлением итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан.

В соответствии с действующим законодательством наблюдателей могут назначить:

– субъекты общественного контроля, т.е. общественные палаты – как федеральная, так и региональные;

– политические партии, выдвинувшие зарегистрированного кандидата или список кандидатов;

– зарегистрированные кандидаты или их представители;

– международные организации.

Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Наблюдатели имеют право:

  1. знакомиться со списками избирателей;
  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования и при проведении досрочного голосования;
  3. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
  4. наблюдать за подсчетом голосов избирателей;
  5. наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
  6. обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
  7. знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов;
  8. обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
  9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Грубое нарушение прав наблюдателя может явиться достаточным основанием для признания выборов недействительными на соответствующем избирательном участке. Вместе с тем, для наблюдателей законодательством установлены специальные запреты. Наблюдатель не вправе:

  1. выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  2. расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
  3. заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  5. принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
  6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  7. вести агитацию среди избирателей;
  8. участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Осуществлять контроль на выборах могут и иностранные (международные) наблюдатели.

Представители средств массовой информации

Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Представителями средств массовой информации являются их ответственные сотрудники (главные редакторы, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари) и работающие в них журналисты. Средства массовой информации должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, а также должны быть аккредитованы в установленном порядке. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

Представители средств массовой информации как субъекты избирательного процесса имеют право:

  1. присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы с избирательными документами;
  2. присутствовать на избирательном участке при проведении голосования и при непосредственном подсчете голосов избирателей;
  3. присутствовать при проведении повторного подсчета голосов;

Иные субъекты избирательного процесса

К иным субъектам избирательного процесса относятся:

  • органы законодательной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления;
  • командиры воинских частей;
  • суды.

Данные субъекты выполняют в рамках избирательного процесса организационно-управленческие функции.

Органы законодательной власти выступают в качестве субъектов избирательного процесса, когда назначают выборы. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. Выборы глав администраций и депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации назначают органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях. Указанные сведения направляются в территориальные избирательные комиссии.

Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части относится к ведению командира воинской части.

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест


Другие записи раздела Члены УИК