Тема 4. Порядок деятельности УИК

Основы организации деятельности УИК

УИК осуществляет свою деятельность на принципах коллегиальности, гласности, независимости, обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий.

Принцип коллегиальности состоит в том, что деятельность УИК осуществляется коллегиально.

Принцип гласности предполагает, что деятельность УИК при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования осуществляется открыто и гласно.

Принцип независимости означает, что вмешательство в деятельность УИК со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Принцип обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий заключается в том, что решения, принятые вышестоящей комиссией в пределах ее компетенции, обязательны для УИК.

Коллегиальная основа деятельности и принятия решений УИК

Коллегиальная основа деятельности УИК предполагает, что она осуществляет свои полномочия коллегиально, ее решения принимаются на заседаниях посредством проведения голосования членов УИК с правом решающего голоса.

Заседания УИК созываются председателем комиссии по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса. Член УИК с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Заседание УИК является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса от установленного состава (общего числа членов УИК с правом решающего голоса, установленного вышестоящей ТИК).

УИК, реализуя принадлежащие ей полномочия, принимает решения. Решения УИК принимаются посредством проведения голосования. В голосовании вправе принимать участие только члены УИК с правом решающего голоса. Члены УИК с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Решение УИК считается принятым, если за него проголосовало большинство членов УИК с правом решающего голоса, участвующих в заседании УИК. При принятии УИК решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. Решения УИК об избрании заместителя председателя и секретаря комиссии либо об освобождении их от должности, об итогах голосования на избирательном участке принимаются большинством голосов от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса.

УИК по требованию любого ее члена (как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса), а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. На всех заседаниях УИК ведется протокол.

Решения УИК подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). Решения УИК изготавливаются на бланках.

Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с решением УИК, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

Гласность в деятельности УИК

На всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и работе УИК с избирательными документами вправе присутствовать все члены УИК с правом решающего и совещательного голоса.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» на всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколом УИК об итогах голосования и со сводными таблицами, помимо членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, вправе присутствовать следующие лица:

  • члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
  • зарегистрированный по соответствующему избирательному округу кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или его доверенное лицо;
  • представители СМИ. При этом при установлении УИК итогов голосования, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только представители СМИ, аккредитованные в установленном порядке.

Для присутствия на заседаниях УИК и при осуществлении комиссией работы с указанными избирательными документами данным лицам не требуется дополнительное разрешение. УИК обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами.

Вышеперечисленные лица, а также наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы УИК в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей ТИК протокола УИК об итогах голосования. Эти лица вправе присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей.

Этим лицам и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированной на избирательном участке, который образован на территории воинской части, в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, а также доступ в помещение для голосования на этом избирательном участке.

На заседаниях УИК при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в областных государственных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным способом, а также передаются в другие СМИ не позднее чем через два дня после их принятия.

УИК обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов. УИК доводит до сведения граждан биографические данные о зарегистрированных кандидатах и иные сведения о них, поступающие в УИК из вышестоящей избирательной комиссии. Данная информация размещается на стенде в помещении УИК и помещении для голосования.

Независимость УИК при осуществлении ее полномочий

В соответствии с пунктом 12 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии, в том числе УИК, в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

На основании пунктов 16 и 17 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать УИК содействие в реализации возложенных на них полномочий. В частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

УИК обязаны оказывать содействие в реализации их полномочий организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и их должностные лица. Они обязаны, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, – не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.

Избирательные комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, – не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно, принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Обращения УИК в иные органы и к должностным лицам, к организациям и гражданам оформляются на бланках УИК и подписываются председателем УИК.

Обязательность выполнения УИК решений вышестоящих избирательных комиссий

В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав для УИК обязательны решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции.

Решение УИК, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить УИК, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если УИК повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия.

Организация планирования работы УИК

УИК осуществляет свою деятельность на плановой основе. Для своевременной и качественной организации подготовки и проведения выборов, обеспечения четкой и оперативной работы УИК, соблюдения норм избирательного законодательства УИК разрабатывает и утверждает план работы. Мероприятия плана и сроки их выполнения должны соответствовать срокам календарного плана мероприятий по подготовке и проведению избирательной кампании.

План работы УИК должен включать организационные мероприятия, мероприятия по материально-техническому обеспечению, проведению заседаний УИК.

Примерный перечень организационных мероприятий включает:

  • информирование избирателей об адресе и о номере телефона УИК, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
  • организацию ежедневного приема избирателей;
  • организацию учебы членов УИК по изучению законодательства о выборах (по согласованию с соответствующей вышестоящей ТИК);
  • распределение обязанностей среди членов УИК;
  • комплектование избирательных документов в соответствии с номенклатурой дел;
  • обеспечение подготовки и оформления помещения УИК и помещения для голосования;
  • получение от соответствующей ТИК по акту списка избирателей, уточнение его и представление для ознакомления избирателям;
  • получение от соответствующей ТИК по акту избирательных бюллетеней, проведение в обязательном порядке их пересчета, обеспечение их сохранности;
  • определение порядка осуществления не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, заверения всех избирательных бюллетеней (на лицевой стороне каждого избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов УИК с правом решающего голоса и печать УИК), а также – комплектования избирательных бюллетеней в пачки по 20–50 штук для выдачи членам УИК с правом решающего голоса, которые в день голосования будут выдавать избирательные бюллетени избирателям; назначение членов УИК с правом решающего голоса для реализации этих действий;
  • внесение в случае необходимости по указанию соответствующей вышестоящей избирательной комиссии изменений в избирательные бюллетени: в случае аннулирования либо отмены регистрации некоторых зарегистрированных кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней;
  • внесение в случае необходимости по указанию соответствующей вышестоящей избирательной комиссии изменений и дополнений в данные о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене. Такие изменения и дополнения по решению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии могут быть внесены в избирательные бюллетени членами УИК от руки либо с использованием штампа;
  • внесение в случае необходимости по указанию соответствующей вышестоящей избирательной комиссии изменений в информационные материалы в случае аннулирования либо отмены регистрации некоторых зарегистрированных кандидатов;
  • заполнение реестра заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования;
  • получение от соответствующей вышестоящей ТИК сметы расходов УИК;
  • осмотр территории избирательного участка членами УИК в целях контроля соблюдения норм законодательства о выборах при размещении предвыборных агитационных материалов;
  • уточнение в соответствующей вышестоящей ТИК накануне дня голосования графика и формы представления сведений об открытии помещения для голосования и сведений о ходе голосования;
  • подготовку необходимых для работы в день голосования бланков избирательных документов (актов, ведомостей, реестров, протоколов, списков и т. п.);
  • проведение не позднее чем накануне дня голосования репетиции работы УИК в день голосования;
  • репетицию действий членов УИК в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости перемещения в запасное помещение для голосования;
  • распределение обязанностей среди членов УИК в день голосования. В целях обеспечения четкости в работе УИК в день голосования необходимо заблаговременно принять решение УИК о распределении обязанностей членов УИК с правом решающего голоса в день голосования;
  • обеспечение сохранности избирательной документации и подготовка ее к передаче в соответствующую вышестоящую ТИК.

Мероприятия по материально-техническому обеспечению должны предусматривать:

  • безвозмездное получение от главы местной администрации помещения для работы УИК и помещения для голосования, оборудования для оформления помещения для голосования;
  • оборудование помещения для работы УИК;
  • приобретение или получение от вышестоящей ТИК расходных материалов (канцелярских принадлежностей и др.);
  • оформление вывески (вывесок) на здании, в котором располагается помещение УИК, помещение для голосования, информационного стенда, стенда для размещения увеличенной формы протокола в помещении для голосования;
  • оформление помещения для голосования и укомплектование его технологическим оборудованием в соответствии с нормативами;
  • обеспечение помещения для работы УИК и помещения для голосования телефонной связью, избирательной комиссии – автотранспортом;
  • направление заявки главе местной администрации на уборку территории, прилегающей к помещению для голосования избирательного участка.

План работы УИК должен предусматривать график проведения заседаний УИК. В плане работы УИК должны быть указаны вопросы, вносимые на рассмотрение УИК.

Особое внимание необходимо уделить планированию заседаний УИК, проводимых в день голосования. С момента начала работы УИК в день голосования открывается ее очередное заседаниена котором рассматриваются все вопросы, требующие коллегиального рассмотрения в день голосования, в том числе вопросы о включении либо отказе во включении гражданина в список избирателей. После завершения подсчета голосов открывается очередное итоговое заседание УИК, на котором рассматриваются жалобы и заявления на нарушение Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и Закона области, а также в обязательном порядке подписывается протокол УИК об итогах голосования.

 

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест


Другие записи раздела Члены УИК